Все новости

Чудо-оружие Сталина: почему немцы так боялись советских «Катюш»?

Разработка первых прототипов БМ-13, началась ещё в 1940 году. А ровно за один день до начала войны, 21 июня 1941, Иосиф Сталин подписал указ о поставке БМ-13 в серийное производство. И уже в этом же месяце было произведено 8 экспериментальных образцов.

 
 

Создать реактивную пусковую установку, предложили ещё в 1920 году, когда появилась идея создания реактивных ракет на бездымном порохе. Правда, использовать её хотели не в качестве артиллерии, а в качестве усиленного дополнительного вооружения для самолётов.

И только в 1938 было предложено создать артиллерийскую установку, на основе реактивных ракет, так называемых, «эрэсов». Их изначально и планировали установить в качестве мощного дополнительного вооружения для самолётов.

 

Первый опытный образец, реактивный гвардейский миномёт МУ-2 прошёл испытания, но оказался довольно сырой. Командование решило продолжать разработку и совершенствование проекта, а спустя два года, были созданы те самые 8 опытных экземпляров БМ-13. Которые и вошли в первую батарею реактивных миномётов, под командованием капитана Флёрова.

 

Появление «Катюши» на поле боя, ошарашило не только немцев, но и советских солдат. Так как во время первого применения под Оршей, о том, что идёт испытание новейшего оружия, знал только сам командир и личный состав батареи БМ-13.

Первое боевое применение оказалось крайне удачным: батарея ударила по скоплению живой силы и техники противника и нанесла тяжелейшие потери. Помимо ошеломляющей разрушительной силы, летящие с характерным то ли гулом, то ли свистом реактивные ракеты, наносили деморализующий эффект по врагу. А некоторые впечатлительные советские бойцы, боялись «Катюш» больше, чем немецких бомбардировщиков.

Изначально, реактивную установку монтировали на шасси грузовика ЗИС-6. А в 1943, когда по программе «ледн-лиз» в СССР начали поставлять американские грузовики, реактивную установку крепили и на них. Также были варианты БМ-13 на шасси британских и канадских грузовиков.

 

На тот момент, «Катюша», была самым грозным оружием Красной Армии. Ещё бы, ведь всего один 132-миллиметровый снаряд весил почти 43 кг, а дальность полёта доходила до восьми с половиной километров. А в пусковой установке, таких снарядов было целых 16(48) снарядов, которые разлетались по врагу за 7(8) секунд.

Поэтому, БМ-13 берегли как могли. Во время начала охоты на батареи реактивных гвардейских миномётов, если у «Катюши» заканчивалось топливо, её подрывали. А если попадали в засаду — обороняли её ценой своей жизни.

Видимо не зря, так как несмотря на приказ немецкого командования срочно доставить образец БМ-13 для изучения, немцы так и не смогли создать что-то подобное за всю Великую Отечественную.

 

 

Так, а почему «Катюша»? На этот счёт есть множество теорий. Например, песня, с которой напрямую ассоциировалась новейшая БМ-13, вышла ещё в 1938. И некоторые считают, что во время первого боевого применения, БМ-13 стояла на крутом склоне. Как в песне.

Другие, утверждают, что ласковое название пошло от индекса «К» на корпусе машины.

Третьи, потому что её выпускал завод имени Комминтерна.

Независимо от того, откуда пошло ласковое прозвище, «Катюша» была одним из самых грозных видов оружия, применявшихся во Второй Мировой. Появление БМ-13 на полях сражений, вызвало шок у вражеских солдат, и не смотря на все попытки заполучить БМ-13, все они оканчивались крахом, и у Германии так и не появилось подобное оружие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo