Ежедневная подборка актуальных событий с разных регионов мира. Новости о политике и экономике, здоровье и финансах, науке и спорте

Эксперты рассчитали рост цен на бензин в случае отмены демпфера

Отказ от использования механизма демпфера, призванного ограничивать рост розничных цен на бензин, грозит привести к дестабилизации топливного рынка. Об этом заявил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, выступая 28 апреля на конференции «SMART-АЗС: эффективность, инновации и конкуренция сервиса», передает корреспондент РБК.

По словам Ежова, отмена демпфера — в марте с такой инициативой выступал Независимый топливный союз (НТС) — резко повысит волатильность на топливном рынке, в результате чего розничная цена литра бензина может как вырасти, так и упасть примерно на 5 руб.

«Если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 5–6 руб. за литр выше текущей. Благодаря же демпферу изменение цен в рознице держится в рамках инфляции, а в 2020 году, к примеру, было гораздо ниже ее (рост цен на 2,5% против инфляции в 4,9%)», — сообщил РБК представитель Минэнерго. Ведомство продолжает мониторинг ситуации на предмет дополнительных действий в случае необходимости.

РБК направил запросы представителю вице-премьера Александра Новака (курирует вопросы топливно-энергетического комплекса).

www.adv.rbc.ru

Как работает демпфер

Механизм демпфера работает с 2019 года, он призван удерживать цены на бензин и дизтопливо внутри России на стабильном уровне. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. С начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпфера, росла быстрее розничной, которая не должна превышать темпы инфляции, поэтому ее пришлось несколько раз пересматривать.

Замглавы Минэнерго объяснил, почему бензин не дешевеет вместе с нефтью Экономика

Минфин и Минэнерго 20 апреля сообщили о том, что согласились второй раз за текущий год скорректировать демпферный механизм для улучшения экономики производства и продажи топлива внутри страны. Они предложили снизить индикативную цену в формуле демпфера еще на 4 тыс. руб. (до 52,3 тыс. руб.) с 1 мая 2021 года по 1 января 2022 года, а в 2022 году — на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе. С 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%. Помимо этого, два профильных ведомства выступили за снижение с 5 до 3% ежегодной индексации базовых цен для расчета демпфера по дизтопливу начиная с 1 января 2022 года.

Читайте на РБК Pro

Рэй Далио — РБК Pro: «США движутся в сторону быстрого упадка»

Какие новые форматы запускают Ozon и Wildberries

Абьюз на работе. Как выйти из ситуации без ущерба для себя

Филипп Делорм — РБК Pro: «Рынок перейдет на электромобили к 2030 году»

Правительство также поручило Минэнерго подготовить проекты документов для временного ограничения экспорта «отдельных видов нефтепродуктов», в число которых входит бензин. Об этом со ссылкой на материалы совещания у Новака писал 26 апреля «Коммерсантъ». Ранее он сообщил, что для стабилизации ситуации на российском рынке правительство обсуждает введение ограничений на экспорт некоторых нефтепродуктов.

Использование методов, альтернативных демпферу, таких как ограничение экспорта бензина или изменение нормативов его продажи на российском рынке, грозит возникновением топливного дефицита из-за сокращения объемов выпуска убыточных сортов, добавил Ежов.

Авторы

Людмила Подобедова,

Евгений Калюков

Источник